
Гражданская авиация зародилась в России в 20-е годы ХХ века. Днём рождения гражданского воздушного флота страны считается 9 февраля 1923 года, когда в СССР был создан Совет по гражданской авиации.
Родоначальником всех современных пассажирских самолётов в России стал биплан «Илья Муромец». Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.
В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» — первая авиакомпания страны и предшественник «Аэрофлота». Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия «Москва — Нижний Новгород», время в пути занимало семь часов.
Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв: новый отечественный самолёт АНТ-4 «Страна Советов» сумел пересечь океан и добраться до США.
К 30-м годам авиаперелёты стали доступнее, начали появляться данные по пассажирообороту. В 1931 году на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться «Аэрофлот». Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.
В 1970 году СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Экипажи «Аэрофлота» летали в 59 стран мира.
По прогнозам учёных, к 2050 году пассажирские самолёты могут полностью перейти на электричество. Питаться воздушные суда будут от специальных батарей, которые, как ожидается, в будущем станут намного дешевле и доступнее.
Первым авиалайнером, полностью разработанным в современной России, стал ближнемагистральный SuperJet 100, с 2011 года выпускающийся серийно.